Study visit of the EU research and innovation institutions in Brussels

Oтчёт

о научной командировке делегации МПГУ

в Брюссель, 8-11 марта 2017 г.

в рамках проектов Жан Монне / Эразмус+

Общий обзор и оценка.

В рамках выполнения проекта «Научная реформа 11-и центрально-европейских стран ЕС» с 08 по 11 марта с.г. состоялся визит  делегации руководства МПГУ в г. Брюссель. В поездке с российской стороны приняли участие Елена Леонидовна БОЛОТОВА, Проректор по учебной работе, профессор кафедры управления образовательными системами, Людмила Васильевна ДУДОВА, Проректор по межрегиональным и международным связям, Татьяна Николаевна ВЛАДИМИРОВА, Проректор по связям с общественностью, Сергей Дмитриевич КАРАКОЗОВ, Проректор по административной работе, руководители ключевых институтов и факультетов МПГУ, эксперты и преподаватели (всего 23 участника из РФ и 1 участник из Бельгии).

Целью поездки было ознакомление с европейской системой принятия решений в области науки и инноваций, обмен опытом, установление связей с руководством ключевых европейских структор в области науки и образования, продвижение российских образовательных методик и бренда университета на европейском образовательном пространстве.

В первый день пребывания состоялась встреча с Руководством Исполнительного Агентства по образованию и аудиовизуальному искусству (Представители Заказчика проектов Жан Монне), в ходе которой представителям агентства были представлены результаты реализации проектов Жан Монне в университете, состоялся живой обмен мнениями по дальнейшему развитию и продвижению данной программы, поддерживаемой ЕС в России. Руководителей Агентства интересовала обратная связь с грантополучателем – крупнейшем педагогическим университетом РФ и СНГ.

Всего в ходе визита состоялось 8 встреч-переговоров в разных областях на высоком уровне с представителями руководящих институтов Евросоюза. Это предоставило уникальную возможность всем участникам делегации получить полную картину о структуре ЕС, а также лично познакомиться с первыми лицами, принимающими решения в области развития образования и науки в ЕС.

10 марта делегация побывала в Комитете по образованию и культуре Европейского Парламента, смогла ознакомиться с «мастерской» законодательной власти Евросоюза.

Особое значение визиту придала встреча с с комиссаром Европейской Комиссии по делам образования, культуры, науки, спорта и молодёжи, Тибором Наврачичем.

На встрече, было однозначно заявлено, что данному Кабинету необходим профессиональный и уже апробированный  канал для разработки и тестирования новых инициатив Еврокомиссии в области образования, которые в кратко-, средне- и дальнесрочной перспективе могут превратиться в конкретную совместную программу в рамках существующих акций (например Эразмус+) или новых инициатив.

Комиссар Наврачич рассчитывает на МПГУ как на такого рода важного посредника между ключевыми действующими лицами обеих сторон в целях дальнейшего развития сферы высшего образования.

  • В качестве новых инициатив комиссар Наврачич указал на формирующуюся новую сетевую платформу, которая включает страны средиземноморского партнёрства в общее образовательное пространство. В случае успеха пилотного этапа, следующим регионом может стать Россия, а вузом пилотной фазы – МПГУ.
  • Со стороны МПГУ была выдвинута идея расширить программы мобильности учёных с большим научным опытом из стран ЕС, которые желают проводить свои исследования в разных областях науки именно в России. Путём софинансирования такой программы мобильности со стороны Еврокомиссии и Минобрнауки РФ, можно увеличить притягательную силу России как цель научных командировок для европейских ученых. В этой части МПГУ готов стать базовой площадкой для отработки взаимодействия, готов принимать учёных,  имеет всю необходимую для этого инфраструктуру в виде Института перспективных исследований (Institute for Advanced Studies) как специализированного подразделения университета уже имеющего значительный положительный опыт в подобной работе. Данная инициатива была положительно принята.
  • Достигнута договорённость о том, что проектные и кооперационные инициативы будут внесены в качестве предложений непосредственно в Кабинет комиссара Наврачича, и будут рассмотрены его экспертами.

Посетив Кабинет по образованию и культуре, делегация ознакомилась с одним из «министерств» Европейской Комиссии как «правительства» ЕС, а сотрудники Генерального управления и Исполнительного агентства по образованию и прилагающих областейрассказали о механизмах исполнения решений Комиссии и Парламента.

Отдельным событием стало посещение Объединённого исследовательского центра, предоставило взгляд на то, как происходит научное обоснование законодательных инициатив и решений Комиссии.

Особое значение в ходе визита придавалось  встречам и переговорам с представителями российского дипломатического корпуса, включая Представительство России при ЕС и РЦНК в Брюсселе.

Принципиальные, стратегически важные результаты данных встреч и презентаций можно свести к следующим основным пунктам:

  1. Позиционирование МПГУ перед соответствующими руководящими органами Евросоюза и представителями российских дипломатических корпусов не просто как «главный педагогический вуз», определяющий концептуальные рамки федеральной политики образования на всех уровнях, но и как «связующее звено» с центральными учреждениями Евросоюза, отвечающих за восстановление и укрепление единого европейского пространства образования.
  1. Продвижение имиджа МПГУ как высокопрофессионального участника международных конкурсов Жан Монне в рамках Эразмус+. При этом были высоко оценены как конкретные результаты проектов, включая методологию и учебный пакет для старшеклассников российских школ по Евросоюзу и европейским идеям, так и инструменты, созданные для эффективного распространения и проявления (dissemination and visibility) этих продуктов и навыков в разных средах и медиумах.
  • На встрече с руководителем отдела Исполнительного агентства программ по образованию, Уте Халлер-Бок (EACEA, непосредственного куратора наших Жан Монне проектов) вызвала особое признание разработанная участниками проекта нарратива общности ключевых идей, обосновавших системы ценностей Европы и России, включая важность сохранения национальных традиций, закреплённых в языках и культурах. Также была положительно принята инициатива привлечение в проeкт разных поколений, от школьников и студентов до опытных профессоров. Намерение апробировать метод и учебные материалы студентами и выпускниками МПГУ в конкретных ситуациях школьной и внешкольной работы особенно поощряется. Снежина Николова, сотрудник данного отдела продолжает оказать помощь в решении вопросов, связанных с исполнением и оформлением отчётов.
  • Поощряется ещё более активно использовать интернет платформы и социальные сети программ Эразмус+ для распространения результатов, особенно инновационные визуальные решения студентов-дизайнеров МПГУ.
  • Представители ЕАCEA принимали также участие в публичной презентации проектов МПГУ в музее “БОЗАР”, и с высокой оценкой восприняли представленные результаты и интерактивную форму представления. Присутствовала среди них Камила Партика, ведущая специалист по России Отдела «Международного сотрудничества в образовании и молодежи» Генерального Управления по образованию и культуре (Directorate-General for Education and Culture), непосредственно подчинённого Комиссару Наврачичу. Она просила регулярно информировать её о проектах и новых программах МПГУ.
  1. Удалось ввести в оборот имя МПГУ как актора «общественной дипломатии» в области образования и культуры в соответствующих кругах сообщества ЕС и российской дипломатии при ЕС. Знаком данного достижения является тот факт, что на презентации первого Жан Монне проекта МПГУ в музее БОЗАР присутствовали и выступили с речью весьма авторитетные представители этих учреждений.

Во время неформального общения также  все выразили благодарность руководству университета, и лично ректору МПГУ, Лубкову А.В. Ссылаясь на видеообращения ректора к аудитории, высоко оценили всеобщую образовательную стратегию вуза, с особым акцентом на активное продолжение его традиций. 

  • Вито Борелли, руководитель сектора Жан Монне проектов при Генеральном Управлении по образованию и культуре (Directorate-General for Education and Culture) выступил с ключевой речью церемонии открытия. Подчеркнул важность «вживую» приобрести впечатления о выдающихся результатах студенческого и профессорского коллектива. Он с энтузиазмом воспоминал свои встречи с русской культурой, и выразил намерение обновлять взаимосвязь через проекты Жан Монне МПГУ. Его авторитет в Управлении и его признание имеют большой вес для нашего коллектива.
  • Кэтрин Хеид, главный специалист организации «Culture Action Europe», соучредителем которой является тоже Европейская Комиссия, и которая была соорганизатором данного мероприятия, в своём эмоциональном выступлении рассказала о том, как её взгляды изменились после того, когда лично познакомилась с знаменитой системой российской балетной педагогии. Личный опыт и личное межкультурное общение, по её убеждению, содействует преодолеть существующие напряжения, поэтому её организация усиливает свою деятельности с помощью и поддержкой МПГУ.
  • Карен Малаян, заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при Европейском Союзе и при Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом) в своём выступлении на мероприятии в БОЗАР-е выделил особое значение того, что студенческий и профессорский коллектив МПГУ приехал в столицу Брюсселя, чтобы приобрести личный и профессиональный опыт о структуре ЕС, о механизмах принятия решения и законодательной деятельности, и чтобы потом передать всё это своим студентам. Он назвал это настоящим актом «общественной дипломатии», которая может привести к значительным результатам и в профессиональных секторах.
  • Сергей Земледельцев, первый секретарь Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском Союзе и при Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом) занимается и проблемами науки и образования в представительстве. Он проводил делегацию на все встречи в Еврокомиссии, Европарламенте и в Совместном исследовательском центре. Его профессиональное руководство во много содействовало тому, чтобы миссия встреч была достигнута. Передав поздравления от Постоянного представителя, что дальнейшее сотрудничество с МПГУ принесёт взаимовыгодные результаты.
  • Александр Разумов, директор Российского культурного и научного центра в Брюсселе (РКНЦ) со своими коллегами посетил презентацию. В своей речи он выделил значимость встреч разных культур в работах студентов и их преподавателей, что, своей яркой визуальностью, помогает преодолеть даже и языковые барьеры. Он предложил развивать тесное сотрудничество.
  1. Установление прямых связей с институциями ЕС в области определения образовательной и научной политики. Это имеет огромное значение не только для успешного выполнения имеющихся Жан Монне проектов МПГУ, но и для привлечения таких проектов в дальнейшем, а также для получения информации о приоритетах исполнительной и законодательной власти ЕС в данной области, и о том, как происходит научное обоснование данной политики.
  • Андреa Бочкор, заместитель председателя Комитета по культуре и образованию Европейского Парламента предоставила полный обзор о законодательной работе своей комиссии, подчеркнув, что хотя и образование, и культура входит в национальную компетенцию отдельных стран-членов, основные принципы и приоритеты общего направления прорабатываются в парламенте. Отметила, что в этой области есть значительные дефициты: с 2008 года был подготовлен последняя рекомендация об основных целях данной сферы, но пока ещё не проведён мониторинг о результатах рекомендаций. Будучи и членом Межпарламентской комиссии ЕС-Россия, она предложила регулярный обмен информацией и предложениями. Как преподаватель по образованию, она лично заинтересована в сотрудничестве с МПГУ.
  • Коен Йонкер, заместитель руководителя главного отдела «Менеджмент знаний», Объединённый исследовательский центр (The Joint Research Centre, JRC) предоставил подробную информацию о работе отдела «Наблюдательного центра по исследованиям и инновациям» («The Research and Innovation Observatory») и «Центра информации по территориальной политике» («The Knowledge Centre for Territorial Policies»). Богатейшие ресурсы этих баз данных служат основой для обзора 11-и центрально- и восточно-европейских стран-членов Евросоюза, присоединившиеся к ЕС после 2004 года, научная политика которых является предметом изучения второго Жан Монне проекта МПГУ. На вопросы профессоров и директоров институтов МПГУ, Коен Йонкер постарался дать исчерпывающие ответы по методологии сбора и анализа данных. Предложил экспертизу своего отдела для выполнения нашего проекта. Также он выразил заинтересованность в сотрудничестве с научной группой МПГУ в области социального компьютинга.
  • На встречах с директором РЦНК, А.В. Разумовым и специалистами центра, достигнута договорённость о подготовке специальных методических пособий, назначенных для преподавателей русского языка в данном регионе разным целевым аудиториям, о пополнении библиотеки РКНЦ в Брюсселе специальной литературой, чтобы она превратилась основным ресурсным центром для близколежащих стран и регионов, не имеющих своих культурных центров.
  • Была высказана готовность в подборе кандидатов на грантовую программу ИПИ МПГУ среди научного сообщества Бельгии, а также возможность помощи в заключении партнерских отношений с ведущими вузами.