21–22 октября 2016 г. в рамках проекта Эразмус+ «Научная политика» проведён выездной научно-практический семинар «Актуальные проблемы преподавания истории в школах и вузах»


22 октября 2016

Наука и образование: актуальные проблемы преподавания истории

21–22 октября 2016 г. в рамках проекта «Научная политика» в комплексе МПГУ «Заветы Ильича» с целью обсуждения взаимосвязи науки и образования был проведён выездной научно-практический семинар «Актуальные проблемы преподавания истории в школах и вузах». Мероприятие было организовано Институтом перспективных исследований в сотрудничестве с Институтом истории и политики МПГУ.

В ходе семинара были заслушаны доклады известных историков-специалистов в области теоретических подходов исторических наук, включая историографию, источниковедение и т.д. Были рассмотрены самые современные международные и отечественные взгляды на принципы концептуального изложения «истории» как процесса и как комплекса взаимосвязанных факторов. В центр внимания был поставлен вопрос о том, по каким методам и концепциям нужно «переводить» результаты исторических наук в отдельный «предметы» в школах и вузах. Острая дискуссия возникла по поводу того, кто должен формировать эти методы, кто должен формулировать эти концепции, и кто должен утвердить модель учебных планов, учебников и учебных пособий для преподавателей.

Преобладающее большинство присутствующих экспертов выступал за то, что концептуальная база истории как школьного предмета и вузовской дисциплины должна быть разработана учёными, занимающимися фундаментальными вопросами исторических наук при академических институтах, а их наработки как исходные материалы должны быть обсуждены совместно с самими преподавателями школ и вузов, с привлечением их профессиональных ассоциаций, журналов, интернет-платформ и т.д. – «Научная политика» как совместная компетенция академических институтов и специальных управленческих органов должна получать ключевую роль до и после концептуальной и методической работы учёных-специалистов и преподавателей-практикантов. Ведь именно органы разработки и исполнения «научной политики» предоставляют те законодательные, институционные, бюджетные, кадровые и другие рамки преподавания истории, в условиях которых проводится сама «повседневная жизнь» образования.

Научно-практический семинар внёс значительный вклад в исполнение проекта, включая в поле зрения проблемы образования как таковые на примере преподавания истории, а также роль и взаимосвязь с наукой и научной политикой. Были также затронуты жгучие вопросы роли СМИ и социальных сетей, которые – особенно соцсети и интернет – в последнее время выступают в качестве “сильного соперника” главных институционных форм образования, как школа и вуз. Были высказаны мнения о том, что целесообразно разработать специальную методологию для того, как можно продуктивно использовать эти новые и модные технологии в преподавании истории и распространении правдивой информации.

В семинаре принимали участие в качестве докладчиков и дискутантов: Гибадулин Р.Я.,  Иванов А.Е., Жданов Р.И.,  Кишш И., Ананченко А.Б., Шаповалов В.Л., Зданович А.А., Рафалюк С.Ю., Никифоров Ю.А., Карпачев В.С., Ковалев В.И., Матвиенко Ю.А., Подгорных С.А., Хади Р.А., Чурилов С.А., Титов В.В. и другие.